Ламмас (Лугнасад)
Праздник Ламмас, или Лугнасад, отмечают 1 августа, когда поспевают первые плоды и природа начинает медленно готовиться к осени. Этот праздник – один из древнейших, ведь люди всегда поклонялись созидательной энергии Земли, благодаря плодородию Земли, народы могли жить и процветать. Без помощи Земли жизнь была невозможна, поэтому каждый человек стремился задобрить природу, часто прибегая к древней магии.
Если обратиться к истории, то задолго до начала миграции индоевропейцев на территорию современной Европы многие народы поклонялись богине-матери, покровительствующей земледельцам и дарующей землям плодородие:
У греков сформировался культ богини плодородия Деметры.
Главным празднеством у древних греков в честь Деметры были знаменитые Элевсинские мистерии.
В римской мифологии - богиня зерна Церера, в честь которой организовывали праздник Цересалия.
У кельтов день первого урожая назывался Лугнасад в честь бога Луга, который основал этот праздник в память о своей приемной матери, богине Таилтине. Она тоже имеет связь с землей, плодородием.
Так люди стремились заручиться поддержкой высших сил, чтобы и дальше получать богатые урожаи, а жизнь оставалась благополучной и счастливой.
Христиане в средние века, этот праздник называли Ламмасом, что переводиться как «хлебная месса». Из первых собранных зерен обязательно пекли свежий хлеб.
У саксонского праздника в честь урожая зерна интересные и богатые традиции. Во время Ламмаса над первым снопом пшеницы проводили обряд жатвы. После чего зерно молотили, мололи и готовое тесто сразу отправляли в печь. Первая семья, которая успевала закончить сбор урожая, делала зерновую куколку. Ее передавали следующей семье и так до тех пор, пока куколка не оставалась у тех, кто заканчивал сбор последними.
Но на этом путешествия куколки не заканчивались – в день Бригит ее клали в кроватку в корзине с хлебом или кувшином виски, а потом носили корзину по домам. Считалось, что так весна придет быстрее.
В Шотландии традиция, связанная с Лугнасадом, немного отличается: младший из детей срезал последний сноп и плел из него зерновую куколку.
В Македонии отмечали праздник Дриад, духов деревьев.
В Ирландии до сих пор жива традиция ходить на холмы и в леса за черникой именно в эти дни. Стоит сказать, что эта ягода у ирландцев считается одним из символов щедрости Матери Земли.
Все попытки церкви избавиться от древних кельтских обычаев и празднования дня начала жатвы не увенчались успехом. Тогда священники решили придать обрядам Лугнасада религиозный характер, в результате чего праздник стал отмечаться в воскресенье, в это время давали благословение временным бракам, освящали первые плоды, и так далее.
Постепенно в языческие сборища на холмах в честь Ламмаса начали вноситься христианские обряды, а во время подъема в горы паломники посещали святые места. В самых людных местах сборищ строились часовни, появлялись мощи святых, целительные источники. Но стоит сказать, что все попытки перенести празднование Ламмаса с вершины гор на равнину оказались все-таки несостоятельны.
Магический смысл праздника Ламмас
1 августа начинает засыпать Воздух — ровно через 6 месяцев после своего пробуждения на Имболк. Начинаются обратные процессы, и с этого дня все остальные стихии вынуждены брать на себя функции, которые выполняет воздух в магических потоках силы, — направление и управление. Справятся ли они с этой задачей?
Первое испытание, которое проходит молодая сила, а вместе с ней и люди, носители этой силы, начинается в тот день и час, когда из пространства изначальных сил начинает уходить сила стихии Воздух.
В каком-то смысле этот день становится днём подведения итогов. Но итоги для каждого определяются по тем задачам, надеждам и потребностям, которые были определены ранее. Подобно молодому человеку, который в момент вступления во взрослую жизнь ещё не может ответить на вопрос: «Что я сделал в этой жизни?» — но уже вполне в состоянии ответить: «Что я хочу сделать?» Поэтому для людей вполне обоснованно Ламмас — это праздник сбора урожая, ведь урожай — это итог, итог сделанного когда-то посева, который позволяет определить качество семени. Теперь важно его сохранить, не погубить и защитить. Важно правильно распределить полученное, чтобы хватило и на долгую зиму, и на посевы будущего. Несмотря на то что сбор урожая фактически ещё продолжается, именно в день уходящего Воздуха маги старого времени выводили людей на «прощение с летом». Стоя на вершине холма, в 3 час пополудни, каждый участник обряда благодарил Мать-Землю за дары, полученные и принятые. Каждый, предчувствуя неизбежное приближение зимы, в этот день и час понимал: скоро придёт время пожинать плоды сделанного. Ведь до возвращения силы Воздуха в мир, которое случится в Имболк, не будет возможности изменить уже сформированное будущее: что сделано, то сделано.
Успех и сила каждого — это колосок внутри большого снопа хлеба; это поддержка, которая поможет пережить «тёмные времена» — время, когда один вид силы преображается в другой. И этот другой вид силы называется право.
Конечно, с течением времени сакральный смысл первого снопа и ритуального восхождения на холм забылся. Осталась только память о необходимости этого действия.
Надо встать у порога. Надо поднять глаза на небо и задержать взгляд на солнце. Надо поблагодарить Мать-Землю за её дары, силу и жизнь. Это — как благословение от неё перед дальней дорогой испытаний. И это благословение нужно получить.
В период праздника Ламмас проходили ритуальные свадьбы, которые были призваны крепче соединить людей друг с другом; давались обеты — всё это должно было помогать укреплению внутренней силы племени.
Магический смысл дня перехода в день Ламмас — это понимание собственной силы и сознательный отказ от чьей-либо помощи. Это необходимость не впускать в себя «чужой ветер», а ждать свой. Чужой ветер может увести со своего пути, перепутать пути-дороги, забыть свою мечту, предать свою веру. С этого момента будет испытание на стойкость и понимание: дальше будет только труднее.
Народы славян этот переход почти не выделяли отдельными обрядами, поскольку на славянской земле сбор урожая был только в самом разгаре. Но в самом начале августа волхвы ворожили на будущее по уходящему ветру, посылали с ветром слова, призывая бога ветров Стрибога. Через него волхв слушал дыхание мира, разговаривал с богами. Русичи называли себя стрибожьими внуками, верили, что силой ветров Стрибога крепится дух русских воинов, защитников земли.
Символы Луганасада
Символами считаются буханки хлеба, снопы пшеницы, ячменя, овса, фрукты, зерновые куколки, солнечные колеса, полная луна, инструменты для жатвы. Кроме того, на празднике присутствуют летние цветы, колосья, серп, хлеб.
Цветами дня первого урожая являются оранжевый, золотой, желтый, светло-коричневый, зеленый.
Растения этого праздника – пшеница, рис, кукуруза, рожь и ячмень, акация, алоэ, мирт, подсолнух.
В этот день используют такие благовония, как алоэ, розу, розмарин, ромашку, ладан, сандал.
Главной едой праздника урожая являются хлеб, картошка, пироги с ягодами, ячменные булочки, орехи, яблоки. А из напитков на Ламмас лучше выбрать травяные чаи, пиво, ягодное вино.
На праздничный стол можно приготовить блюда из зерна - это большие круглые хлеба, каши, печенья, а также разные плоды помимо зерна. Через принятие пищи мы можем принести свою благодарность духам земли и урожая, богу плодородия. Остатки еды возвращаем земле - закопать, бросить в огонь, в реку.